Система Менеджмента Качества

Каждое российское предприятие стремится создать Систему Менеджмента Качества (СМК), что сводится к получению сертификата соответствия стандарту ИСО 9001. Что же происходит на самом деле: сертификат есть, а реальных конкурентных преимуществ нет. В итоге руководители получают разочарование и новую головную боль: что же теперь с этим делать.

В чем же причина такой несостоятельности и несоответствия «соответствия»?

На наш взгляд, первая причина этого диссонанса в том, что у многих компаний СМК, как было сказано выше, разрабатывается для получения сертификата. Гордо поместив его в красивую рамку, отсканировав и разместив его на своем сайте или в СМИ, руководитель доволен и с чувством выполненного долга ждет «результатов» своей деятельности. Место таким системам уготовано, ведь они играют отнюдь не главную роль в сложной системе управления и существует на всякий случай, чаще всего для рекламы.

Важно понимать, что стандарты, определяющие требования к СМК, предстают в виде задач, ответы на которые нужно найти руководителю и ответственному лицу компании. Зачастую этого не происходит, задачи как были так остаются дилеммой. Это вторая причина.

Мы считаем, что СМК должна стать для руководителя компании исполнительным механизмом по управлению изменениями для достижения стратегических целей, повышения результативности и эффективности работы компании, обеспечения качественного управления организацией. Это в свою очередь позволит успешно решать задачи, поставленные стандартом.

Третья причина кроется, на наш взгляд, в том, что компании не стремятся извлечь прибыль и конкурентные преимущества из внешней среды, "живут" исключительно за счет внутренних резервов, таких как, например, снижения издержек. Поэтому не менеджмент качества, а «качественный менеджмент»! Вот к чему мы стремимся, что является для нас одним из главных условий выживания.

Сейчас начинается период модернизации российской экономики в связи со вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию. А для ГК НПК это — рынок, насыщенный конкуренцией.

В этих условиях мы просто обязаны соответствовать всем заявленным стандартам. «Каждой компании придется самостоятельно решать свою судьбу, здесь универсальных "инструкций" нет. У каждого бизнеса есть свои проблемы, секреты. Но есть и общие правила. Это существенное повышение уровня организации самой компании, квалификации людей, подготовка специальных форм обучения, изучение опыта конкурентов на Западе. И всем этим надо заниматься энергично.» - Евгений Ясин, научный руководитель НИУ "Высшая школа экономики" (http://www.rg.ru/2012/01/10/yasin.html).

Наша компания смотрит на приведенные выше причины с точки зрения проведения реальных изменений и создания систем действенного менеджмента. Мы стремимся и вкладываем много усилий для получения долгосрочного преимущества перед конкурентами. Для нас это видится, прежде всего, в качестве управленческой деятельности на всех уровнях: на внутренних процессах, послепродажном сервисе и обеспечении гарантий.

Для ГК НПК сертификат качества — это обещание руководителя компании потребителям, клиентам, своему персоналу соответствовать оптимальному набору требований и обещание вести свой бизнес на этой основе. Наша СМК — это не система «флажков» и «галочек», за которые нельзя выходить. Мы ставим перед собой цель научиться работать на опережение требований стандарта, в котором даны только стартовые условия, которые должны быть выполнены.

Реалии современного бизнеса обязывают нас создавать качественную современную управленческую систему. Для нас крайне необходимо подразумевать под СМК систему качественного управления, - это продуктивно и действенно, это обеспечивает эффективность нашей компании в современных экономических условиях.